Декабрь 1918 – декабрь 2018

КАЛЕНДАРЬ ВЕЛИМИРА

15 декабря 1918 года в художественной жизни Астрахани происходит знаменательное событие: открытие художественной галереи. В её основу легла коллекция, принесённая в дар Астрахани купеческим сыном Павлом Догадиным. 

Мы знаем, что Хлебников проявлял глубокий интерес к живописи и даже своё раннее творчество назвал: «живописание звуком». В юности он посещал Казанскую художественную школу в качестве вольнослушателя; собирал (вместе с сестрой Верой, будущей знаменитой художницей) альбом открыток русской и зарубежной живописи (ныне хранится в музее Хлебникова); был знаком с выдающимися художниками, его современниками: Павлом Филоновым, Натальей Гончаровой, Аристархом Лентуловым, Ольгой Розановой, Казимиром Малевичем и другими.

Его заметка в «Красном воине» от 20 декабря 1918 года («Открытие художественной галереи») – один из первых отзывов на это событие. Отметим, что его оценка художественных работ знаменитых мастеров, представленных на вернисаже галереи, далеко не однозначна: с одной стороны: «Репин расписался в своём бессилии», «Шишкин с его сухим и мертвенным письмом», «Бенуа, как всегда безличный...», с другой стороны: «Серов, с его «кровным», сильным мазком», «великий Врубель», «этот Мицкевич живописи», «Видение отрока Варфоломея [Нестерова] – жемчужина всего собрания».

Зоркий глаз Будетлянина, коим Хлебников являлся по своей сути, заметил в галерее нехватку авангардных художественных сил. «Может, в будущем рядом с Бенуа, - предсказывает Велимир, - появится неукротимый отрицатель Бурлюк или прекрасный страдальческий Филонов, малоизвестный певец городского страдания; на стенах будет место лучизму Ларионова, беспредметной живописи Малевича и татлинизму Татлина».

Хлебников как напророчил: 30 мая 2008 года в Пушкинском музее в Москве состоялась выставка «Шедевры Каспийской столицы» (её организатор – Н. Д. Марисова), где были представлены авангардные полотна Астраханской картинной галереи имени П. М. Догадина. Выставка получила высокие отзывы столичных искусствоведов и была продлена ещё на месяц.

22 декабря 1918 года ещё одна заметка Хлебникова появилась в «Красном воине»: «Астраханская Джиоконда». В ней речь шла о картине неизвестного мастера, на которой Дева Мария забавляет цветком младенца Иисуса.

Картина находилась в коллекции астраханского купца А. А. Сапожникова и была им преподнесена дочери Марии в качестве свадебного подарка. Позже был установлен её автор: Леонардо да Винчи, и картину купил Эрмитаж (С.-Петербург).

В своей заметке Хлебников ратует за её возврат в Астрахань: « У Астрахани есть своя Джиоконда. Это – Мадонна кисти великого Леонарда да Винчи.

(...) не может ли эта картина рассматриваться как общенародное достояние города Астрахани?

Если – да, то бесценная эта картина должна быть водворена на свою вторую родину.»

После 1917 года вновь образованные провинциальные галереи стали поднимать вопрос о возвращении им местных художественных ценностей, которые тем или иным путём ушли в столичные музеи. Говорят, попытка вернуть из Эрмитажа в Астрахань «Мадонну с цветком» Леонардо да Винчи предпринималась уже в наши дни, но ... увы! «что с воза упало...» А Жаль!