Сентябрь 1918 – сентябрь 2018

КАЛЕНДАРЬ ВЕЛИМИРА

12 – 13 сентября 1918 года в низовье Волги шло лабораторное судно «Почин», на борту которого находились научные сотрудники Н. Н. Подъяпольский, Н. Л. Чугунова – Сахарова, команда судна и два поэта – Велимир Хлебников и Рюрик Ивнев, - который, будучи секретарём А. В. Луначарского, приехал в Астрахань на открытие краевого университета. Научной целью экспедиции был выбор места под заповедник, идея создания которого принадлежала Владимиру Алексеевичу Хлебникову, отцу поэта.

Ещё студентом – третьекурсником естественного факультета Санкт-Петербургского университета он участвовал в экспедиции на Белое море и, оказавшись на территории Соловецкого монастыря, в пределах которого охота была запрещена, видел, как птицы доверчиво подлетали к людям и кормились из их рук. Тогда-то и зародилась у молодого студента – естественника Владимира Хлебникова мысль о создании природного заповедника в дельте Волги. Только так и можно было сохранить её уникальную флору и фауну. И вот, уже на склоне лет (1919 год), мечта энтузиаста-учёного, наконец, сбывается. Москва санксионировла создание первого советского заповедника.

Описание поездки в дельте Волги можно прочесть в мемуарах Рюрика Ивнева «Мои встречи с Хлебниковым». Процитируем из неё ряд фрагментов.

«В моей памяти эта поездка сохранилась как сказочное путешествие вне времени и пространства. По-настоящему меня может понять только тот, кому когда-нибудь довелось побывать в этих изумительных местах. Вместе с Хлебниковым и Подъяпольским мы бродили дни и ночи по палубе, всматриваясь в бесконечную даль безмятежно покоящихся неподвижных вод и в «леса камышей», очарованные безмолвием и отрешённостью всего мира [...].

Над нами плыли облака, ежеминутно меняя свои очертания и возникая вновь, словно воссоздавая тени каких-то неведомых материков, когда-то бывших в действительности. Хлебников говорил, как всегда, отрывисто и полунамеками, о том, что его больше всего тогда волновало – о своих предчувствиях и будущих отношениях Востока и Запада [...].

Но вот путешествие закончено. Мы снова в Астрахани. Нам стало грустно, как бывает грустно детям, когда кончается сказка, которую они слушали, затаив дыхание.

При прощании Хлебников сорвал один из бесчисленных лотосов, окружавших нас, и молча протянул мне [...]. «Это...это.. от Дельты Волги», -тихо-тихо, почти шёпотом промолвил он.

«Я долго хранил этот лотос, но в бесконечных моих странствиях по свету не сумел его уберечь. Мне становится грустно, когда я думаю об этом лотосе.»

К этому рассказу остаётся добавить, что на судне «Почин» Хлебников продиктовал Рюрику Ивневу свой манифест «Индо-русский союз», главная мысль которого: «Обратить Азию в единый духовный остров». В критической литературе этот манифест почему-то трактуется как очередная утопия Хлебникова. Но, читая его, почему-то думается, что в нём поэт на десятилетия опережает актуальную ныне тему евразийства.

«В Астрахани, соединяющей три мира – арийский, индийский и каспийский, треугольник Христа, Будды и Магомета, волею судьбы образован этот союз».

«Мы выступаем как первые азиаты, сознающие своё островное единство [...].

Пусть татуировка государства будет смыта с тела Азии волей арийцев.»

«Мы, граждане нового мира, освобождённые и объединённые, проходим перед вами праздничным шествием» [...].

«Мы идём по своему пути не как деятели смерти, а как молодые Вишну в рубахе рабочего. Песня и слово – наше волшебное оружие» [...].

«Народы Азии, думайте больше о своём единстве, и оно не оставит вас. Мы зажигаем светильник. Народы Азии посылают лучших сынов поддерживать зажжённое пламя» [...].

«Народы, следуйте за нами!»

Кроме вышесказанного манифеста, Хлебников продиктовал Ивневу манифест «Азосоюз» и тезисы «Азия как освободительница мира».