Май 1919 – май 2019

КАЛЕНДАРЬ ВЕЛИМИРА

В мае 1919 года Хлебниковым написано стихотворение «Туда, туда, где Изанаги…» Приведём его целиком:

«Туда, туда, где Изанаги
Читала "Моногатари" Перуну,
А Эрот сел на колени Шангти,
И седой хохол на лысой голове
Бога походит на снег,
Где Амур целует Маа-Эму
И Тиэн беседует с Индрой,
Где Юнона и Цинтекуатлем
Смотрят Корреджио
И восхищены Мурильо,
Где Ункулункулу и Тор
Играют мирно в шашки,
Облокотясь на руку,
И Хокусаем восхищена
Астарта – туда, туда!

В этом коротком стихотворении поэт свёл воедино божества самых разных времён и религий.

Здесь и Перун – бог грома и молнии в славянской мифологии, и Эрот – божество любви у древних греков, Шанг-ти – верховное божество у китайцев, амур – божество любви у римлян, Маа-Эма – богиня плодородия в финской мифологии, Индра – бог грозы и молнии в древне-индийской мифологии, Юнона – богиня брака и материнства у древних римлян.

Этот перечень наводит на мысль, неустанно проводимую поэтом: «О расширении пределов русской словесности». «Мозг земли не может быть только великорусским. Лучше, если бы он был материковым».

20 мая 1919 года Хлебников написал для журнала «Пути творчества» статью «Наша основа», где изложил основные аспекты своего художественного и научного творчества.

Словотворчество

«Кто из Москвы в Киев поедет через Нью-Йорк? – спрашивает поэт. – А какая строчка современного книжного языка свободна от таких путешествий? Это потому, что нет науки словотворчества».

«Словотворчество есть взрыв языкового молчания, глухонемых пластов языка».

Взорвав «языковое молчание», Хлебников пополнил сокровищницу русского языка на 10000 (!) новых слов. он их называл «звёздными».

Заумный язык

«Заумный язык – значит находящийся за пределами разума. То, что в заклинаниях, заговорах заумный язык господствует и вытесняет разумный, доказывает, что у него особая власть над сознанием, особые права на жизнь наряду с разумным».

Проблема «заумного языка» в поэтическом творчестве рассматривается Хлебниковым и в статье «О стихах». «Говорят, что стихи должны быть понятны. Так, вывеска на улице, на которой ясным и простым языком написано «Здесь продаются» ещё не есть стихи. А она понятна (…). Молитвы многих народов написаны на языке, непонятном для молящихся. Разве индус понимает Веды? Старославянский язык непонятен русскому. Латинский – поляку и чеху. Но написанная на латинском языке молитва действует не менее сильно, чем вывеска. Таким образом, волшебная речь заговоров и заклинаний не хочет иметь своим судьёй будничный рассудок».

Математическое понимание истории. Гамма Будетлянина.

«Если понимать всё человечество как струну, то более настойчивое изучение даёт время в 317 лет между двумя ударами струны».

Так Хлебников подводит краткий итог своим пятнадцатилетним поискам «закона времени», начиная с разгрома русской Тихоокеанской эскадры под Цусимой. Узнав об этом, юноша – Хлебников дал клятву «найти оправдание смертям», вывести «закон времени», чтобы уберечь Россию от будущих катастроф. Он понимал, что время циклично, и через какой-то интервал происходит повторение подобных исторических событий. Нужно найти этот интервал, этот код времени. И Хлебников находит число 317.

На основании этого он за пять лет предсказывает «падение государства в 1917 году», за полтора года – «внутреннюю войну» (гражданскую), за одиннадцать лет – начало освободительного движения в Африке, вторую мировую войну с исходом: «Падение Европы, кроме России» и ряд других ключевых событий, согласно указанным им числам: 1929, 1935, 1939, 1953, 1962 и т.д.

Таковы пророчества «Числяра» Хлебникова, «Российского Нострадамуса».

 

PS: В оформлении используются лист рукописи В. Хлебникова и графика С.К. Ботиева.

Автор-составитель -  Мамаев А.А.