Февраль 1920 – Февраль 2020
КАЛЕНДАРЬ ВЕЛИМИРА
В феврале в Харькове выходит литературно-художественный ежемесячник «Пути творчества» под редакцией Григория Петникова, украинского футуриста и знакомого Велимира Хлебникова.
Илл. 1. Фото: В.Хлебников и Г.Петников
В этом ежемесячнике в феврале 1920 года (№6/7) была опубликована хлебниковская статья «О современной поэзии», в которой он даёт обзор творчества отдельных поэтов – современников: Григория Петникова, Николая Асеева и Алексея Гастева.
«Петников (…) в «Поросли Солнца» (…) ткёт свой «узор ветровых событий» (…). Растёт тихая и чёткая дума Петникова (…) Крыло европейского разума парит над его творчеством в отличие от азийского персидского-гафизского упоения словесными кущами в чистоте их цветов у Асеева.
Илл. 2 Фото: Николай Асеев
Илл. 3 Фото: Алексей Гастев
«Гастев (…) – обломок рабочего пожара (…), это заводской гудок, протягивающий руку из пламени, чтобы снять венок с головы усталого Пушкина – чугунные листья, расплавленные в огненной руке (..).
Он – соборный художник труда (…).
Ум его – буревестник, срывающий ноту на высочайших волнах бури».
Хлебников цитирует из книги А.Гастева «Поэзия рабочего удара» (Харьков, 1919).
Илл. 4 А. Гастев. Поэзия рабочего удара.
Известно поэтическое обращение Н. Асеева к А. Гастеву: «Стальной соловей» (1923)
Не лишне отметить, что Хлебников не только сотрудничал и фотографировался с Петниковым, но ещё и оспаривал у него едва ли не самую красивую из сестёр Синяковых – Веру.
Илл. 5 Фото: Вера Синякова
Ей он посвятил замечательное лирическое стихотворение «Я и ты», где запечатлел эпизод, когда он целовался с Верой на дереве, где она собирала вишни, чтобы приготовить вареники. В конце концов оба свалились наземь. Хлебников постоянно ухаживал за Верой. Петников это видел и злился. Доходило до того, что Петников, выходя из себя, кричал: «Витя, я сейчас дам вам по морде (физиономии). Вы знаете, что это такое?! Вы видите эту руку!» Хлебников обижался и начинал выкрикивать: «Я сейчас уйду от вас, я сейчас уйду!» Все бросались его успокаивать и удерживать – мир восстанавливался.
Я и ты
(фрагмент)
– Стой, девушки, жди!
Ля! паны! на дереве,
Как сомашечие, целуются, гляди!
Девочки, матушки, ля!
Да, Верочка, что ты?
Ума решилась?
Тебе на воздухе земля?
……………………………………
Шмели гудят. Летит оса.
Пчела летит за небеса.
И свист гудящий тысяч жал
Собором светлым окружал
Цветов весенних образа.
Гудят, как в полночи гроза,
Висят, как божии глаза,
Пчелы медовые обеды,
Искали в воздухе победы.
………………………………………..
– Нашли, где целоваться!
А девка неплохая цаца!
1921
PS: В оформлении используются лист рукописи В. Хлебникова и графика С.К. Ботиева.
Автор-составитель - Мамаев А.А.