Май 1920 – май 2020

КАЛЕНДАРЬ ВЕЛИМИРА

Май 1920 – май 2020

В мае 1920 года Хлебников написал поэму «Ладомир», вершину своего поэтического творчества. Но предоставим слово исследователям этого выдающегося произведения.

Дуганов Р. В.

Среди бумаг Хлебникова сохранился один любопытный документ, относящийся к концу 1921 – началу 1922 года. Это своеобразный график, на котором поэт (...) начертал «кривую» своего творчества последних лет.

Илл. 1. «Кривая творчества»

В ней самый большой творческий подъём означает поэму «Ладомир», написанную в мае 1920 года.

И с поэтом трудно не согласиться. Эта поэма, которую Маяковский назвал «изумительнейшей книгой», действительно во всех отношениях «самое» его произведение: (...) самое вдохновенное (...) и самое новаторское (...). Написав поэму, Хлебников в течение долгого времени не в силах был её перечитывать. И только через девять месяцев, 28 февраля 1921 года, в его дневниковой записи отмечено: «Мог спокойно перечитать "Ладомир" и охватить содержание, бывшее больше меня до этого времени».

(...) Сказать, что это поэма о революции, ещё далеко не достаточно (...). Поэма говорит не только о революции как конкретном социально-историческом событии, но о революции как всеобще-космическом, природном явлении (...). Это революция, возведённая в бесконечную степень.

Тартаковский П. И.

«Ладомир» (...) поражает своим социальным накалом (...). Не случайно Юрий Тынянов называл поэму Хлебникова в числе нескольких произведений художника, представляющих собой «может быть, наиболее значительное, что создано в стихах о революции».

Степанов Н. Л.

Вершиной творчества Хлебникова этих лет является поэма «Ладомир», датированная им 22 мая 1920 года (...). Революция воспринимается Хлебниковым как стихия, как очистительная гроза, неизбежное историческое возмездие угнетателям. Это восприятие революции характерно и для «Двенадцати» Блока, и для «России, кровью умытой» Артёма Весёлого, особенно высоко ценившего Хлебникова, для ранних произведений Вс. Иванова (...). Поэт находит страстные, гневные слова (...), рисуя итоги империалистической войны:

Я видел поезда слепцов,

К родным протянутые руки,

Дела купцов – всегда скупцов –

Порока грязного поруки.

Вам войны оторвали ноги –

В Сибири много костылей –

И, может быть, пособят боги

Пересекать простор полей.

Гуляйте ночью, костяки,

В стеклянных просеках дворцов,

И пусть чеканят остряки

Остроты звоном мертвецов.

Эта картина, подобная офортам Гойи, передаёт трагический ужас войны (...). Поэма «Ладомир» бессюжетна и «безгеройна». Её сюжет – революция, её герой – народ.

Сарычев В. А.

Революция для В. Хлебникова – явление космического порядка, она – «божественный взрыв».

Велимир Хлебников

Ладомир (фрагменты)

И замки мирового торга,

Где бедности сияют цепи,

С лицом злорадства и восторга

Ты обратишь однажды в пепел.

Кто изнемог в старинных спорах

И чей застенок там на звёздах,

Неси в руке гремучий порох –

Зови дворец взлетать на воздух.

И если в зареве пламён

Уж потонул клуб дыма сизого,

С рукой в крови взамен знамён

Бросай судьбе перчатку вызова.

...........................................

Высокой раною болея,

Снимая с зарева засов,

Хватай за ус созвездье Водолея,

Бей по плечу созвездье Псов!

...............................................

Лети, созвездье человечье,

Всё дальше, далее в простор,

И перелей земли наречья

В единый смертных разговор.

...............................................

Смычок над тучей подыми,

Над скрипкою земного шара,

И чёрным именем клейми

Пожарных умного пожара.

.........................................

Ты будешь пушечное мясо

И струпным трупом войн – пока

На волны мирового пляса

Не ляжет ветер гопака.

....................................

Панов не возит шестерик

Согнувших голову коней,

Пылает целый материк

Звездою, пламени красней

И вы, свободы образа!

Кругом венок ресницы тайн,

Блестят громадные глаза

Гурриэт эль-Айн.

И изречения Дзонкавы

Смешает с чистою росою,

Срывая лепестки купавы,

Славянка с русою косой.

Где битвы алое говядо

Ещё дымилось от расстрела,

Идёт свобода Неувяда,

Поднявши стяг рукою смело.

И небоскрёбы тонут в дыме

Божественного взрыва,

И объят кольцами седыми

Дворец продажи и наживы.

.........................................

Как филинов кровавый ряд,

Дворцы высокие горят.

И где труду так вольно ходится

И бьёт руду мятежный кий,

Блестят, мятежно глубоки,

Глаза чугунной богородицы.

Опять волы мычат в пещере,

И козье вымя пьёт младенец,

И идут люди, идут звери

На богороды современниц.

Я вижу конские свободы

И равноправие коров,

Былиной снов сольются годы,

С глаз человека спал засов.

...............................................

И песней весёлого яда

Наполни свободы ковши,

Свобода идёт Неувяда

Пожаром вселенской души.

.............................................

Черти не мелом, а любовью

Того, что будет чертежи.

И рок, слетевший к изголовью,

Наклонит умный колос ржи.

22 мая 1920 г.

 

PS: В оформлении используются лист рукописи В. Хлебникова и графика С.К. Ботиева.

Автор-составитель -  Мамаев А.А.