Апрель – май 1921 – апрель – май 2021

КАЛЕНДАРЬ ВЕЛИМИРА

«Живой хронограф»

В апреле – мае 1921 года Хлебников, поражённый необычайной красотой и экзотикой природы Персии, шлёт родным свои впечатления в письмах, в каждой строчке которых виден великий поэт и, прежде всего, Азии и Востока. Приведём из них некоторые фрагменты:

В.В. Хлебниковой

(Энзели, 14 апреля 1921 г. – в Астрахань)

«Храбро, как лев, пищу письмо.

Знамя Председателя Земного Шара всюду следует за мной, развевается сейчас в Персии (…).

Покрытые снежным серебром вершины гор походили на глаза пророка, спрятанные в бровях облаков. Снежные узоры вершин походили на работу строгой мысли в глубине божиих глаз, на строгие глаза величавой думы. Синее чудо Персии стояло над морем, висело над бесконечным шёлком красно-жёлтых волн, напоминая о очах судьбы другого мира.

Струящийся и золотой юг, как лучшие шелка, раскинутые перед ногами Магомета севера, на севере, за коркой «Курска», переходили в сумрачное тускло-синее серебро, где крутилось, зеленея, прозрачное стекло волн ярче травы, и сами себя кусали и извивались в судорогах казнённые снежные змеи пены (…).

Охотники за кабанами стояли на палубе и говорили про дела охоты. Меня выкупали в горячей морской воде, одели в бельё, и кормили, и ласково называли «братишкой». Я, старый охотник за предвидениями будущего, с гордостью принимаю это звание «братишка» военного судна «Курск» как своё морское крещение (…).

Энзели встретило меня чудным полднем Италии. Серебряные видения под голубыми призраками стояли выше облаков, вознося свои снежные венцы(…).

Закусив дикой кабаниной, собзой и рисом, мы бросились осматривать узкие японские улицы Энзели, бани в зелёных изразцах, мечети, круглые башни прежних столетий в зелёном мху и золотые сморщенные яблоки в голубой листве.

Осень золотистыми каплями выступила на коже этих золотых солнышек Персии, для которых зелёное дерево служит небом (…), а рядом бродят чадры с чёрными глубокими глазами.

Я бросился к морю слушать его священный говор, я пел, смущая персов, и после полтора часа боролся и барахтался с водяными братьями, пока звон зубов не напомнил, что пора одеваться и надеть оболочку человека – эту темницу, где человек заперт от солнца и ветра и моря.

Книга Крапоткина «Хлеб и воля» была моим спутником во время плавания.

Вера! приезжай сюда, в Энзели! если нет пропуска, то я постараюсь дать тебе его.

Я был на охоте на кабанов».

Е.Н. и В.В. Хлебниковым

(Энзели, май 1921 г. – в Астрахань)

«Дорогая мама!

Дорогая Вера!

 Шлю листья хинного дерева, их я сорвал в саду в Энзели.

Где я? Я в Персии. Я увидел голубые призраки гор Персии, жёлтое русло Ирана, на берегах которого, точно копья утонувшего войска, качаются метёлки осоки.

Стрелял из ружья в мечущих икру судаков, пугал по вечерам стаи белых цапель(…). Берег Ирана устлан тухлыми судаками и сомами.

Руки мои порезаны большим судаком, его я с берега хотел удержать (…).

Золотые нарынчи и партахалары унизывают верхи деревьев.  Дервиши с узловатыми посохами (похожими на клубящихся змей) с суровыми лицами пророков своим пением оглашают улицы.

Высохшие, как у покойников, лица персиянок за чёрным покрывалом, изнеженные лица торговцев, вся Персия, тяготеющая к Франции: у них две столицы, Париж и Тегеран; и очаровательное пение шакалов, то плачущих ребёнком, то нагло и грубо хохочущих над людьми, - их зовут «рыжие», - тысячью голосов, как завязанные в лисьи мешки люди, снимая все изломы человеческого сердца; фазан, взлетающий к небу столбом, блеснув оперением тухлой воды. Вот мои впечатления».

 Да, такими впечатлениями Хлебников мог поспорить с любым русским классиком. В них – вся экзотика Персии. Следующим этапом его странствий должна была стать Индия, «где люди и божества вместе».

Но он до неё не дошёл: не хватило жизни.

 

PS: В оформлении используются лист рукописи В. Хлебникова и графика С.К. Ботиева.

Автор-составитель -  Мамаев А.А.