О Доме-музее

О Доме-музее

Дом-музей Велимира Хлебникова – единственный в мире Дом-музей поэта.

Филиал Астраханской государственной картинной галереи имени П.М. Догадина. (Директор – Ирина Игорьевна Перова).
Музей открыт 19 октября 1993 года. Расположен в бывшем доходном доме Полякова (1909), в астраханской квартире родителей Велимира.В основе экспозиции – «хлебниковская коллекция», принесённая в дар Маем Митуричем-Хлебниковым, племянником поэта.

Велимир Хлебников (1885 – 1922) – поэт, философ, мыслитель.

Одна из ключевых фигур русского авангарда. Будетлянин, Король времени, Председатель земного шара. Глава русского футуризма. Создатель «звёздного языка» и около 10 000 новых слов. Заявил об Астрахани в мировой литературе. Ввел в русское стихосложение верлибр. Предвосхитил театр абсурда, дадаизм, сюрреализм. Осуществил сплав искусства и науки.

Но кто отважится взять на себя миссию «проводить» в «тихую гениальность» Хлебникова? Дом-музей Велимира. Музей? Скорее, это что-то другое...

Единственный дом, хранящий следы присутствия поэта-странника, скитальца духа. Здесь живут его ручка из веточки вербы, чернильница, галстук, подаренный Маяковским. Здесь живут его мысли в автографах, карандашных пометах на полях семейной библиотеки. Рядом с устоявшимся бытом патриархальной семьи, где нетронутые и по сей день паркет, голландские печи, старинные жалюзи, его сознание взрывалось и рождало «прорывы в миры будущего».

С 1911 по 1919 годы Велимир приезжает в квартиру родителей, где им созданы «Хаджи-Тархан», «Есир», «Ка», «Астраханская Джиоконда» и др.

Здесь, на «Хлебниковской веранде», родилась его мысль о создании в Астрахани «первой Кузницы Слова», Школы Поэтов.

И звонким эхом на его задумку ныне звучат на ней молодые весёлые голоса «речарей» –творческой молодёжи.

В библиотеке музея, рядом с работами корифеев отечественного хлебниковедения живут книги со всех уголков мира – Франции, Нидерландов, Бразилии, Италии, США.

Официальная должность работающих – научные сотрудники, неофициальная – творяне, сеятели очей, хлебниковцы.

У музея высокий научный рейтинг, материалы опубликованы в изданиях университетов Амстердама, Лиона, Флоренции, Сан-Паулу, Бристоля, а также ИМЛИ, ПКНО (Москва), Государственного Русского музея и Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург) и др.

Формы работы с посетителями разнообразны и актуальны: экскурсии, молодёжные арт-проекты, выставки, авторские презентации, литстудии, международные и региональные конкурсы, «словотворческие игры», виртуальные путешествия, музейные занятия для детей.

Сотрудники музея дважды становились победителями премии Велимира Хлебникова (Астрахань) и обладателями грантов:

1998. Грант Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства на развитие экспозиции Дома-музея Велимира Хлебникова «Зал Велимира». (Руководитель А.А. Мамаев, старший научный сотрудник музея Дома-музея В. Хлебникова).

2007. Грант Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства на создание и тиражирование компьютерного диска «Виртуальный музей "Дом-музей В. Хлебникова в Астрахани"». (Руководитель А. А. Мамаев, старший научный сотрудник Дома-музея В. Хлебникова).

2013. Грантовый конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина, номинация «Технология музейных экспозиций», мультимедийный проект «Голод пространства, или Комната Велимира». (Руководитель М. В. Емелина, заместитель директора картинной галереи).

2015. Грантовый конкурс «Музейный гид» Благотворительного Фонда В. Потанина, номинация «Удивительные музеи России. Продвижение музеев в сети Интернет», проект «Вестник Велимира». (Руководитель О.О. Кузовлева, заведующая Домом-музеем В. Хлебникова).

История создания

19 октября 1993 года в Астрахани открылся Дом-музей выдающегося поэта и мыслителя Велимира (Виктора Владимировича) Хлебникова (1885–1922). Открытие музея в этом городе не случайно. Литературовед Д. П. Святополк-Мирский утверждал: «Астрахань – один из ключей к Хлебникову».

Астрахань («город предков» поэта) в значительной мере сформировала его поэтическое мировоззрение, пробудила в нём интерес к Азии, Востоку, зародила идею о сближении духовных культур Запада и Востока.

Музей возник не вдруг и не сразу. Сперва была выставка живописи и графики художницы Веры Хлебниковой (1977), младшей сестры поэта, вскоре повторенная в Москве и Ленинграде. Совместно с ней экспонировалась выставка отечественных и зарубежных изданий Велимира Хлебникова, фотокопий редких снимков, скульптурных изображений и т. д. Тогда-то и зародилась мысль о создании в Астрахани музея Велимира Хлебникова, на воплощение которой ушло долгих шестнадцать лет.

В начале 1980-х в прессе всё чаще появляются статьи и заметки, ратующие за открытие астраханского музея Хлебникова (А. Парнис «Музей – певцу Волги», В. Радзишевский «Принадлежу к месту Встречи...» и т.д.). Планируется экспозиция, идёт сбор мемориальных материалов и документов. И, как нередко бывает, желаемое уже выдаётся за действительное: открыть музей Хлебникова в 1985 году, к юбилейной дате.

Но со временем радужные планы и оптимистические прогнозы сменяются недоумевающе-тревожным: «Быть ли музею Хлебникова?» (С. Львов «Комсомолец Каспия». 12. XI. 1988 г.). Проходит десятилетие со дня принятия Астраханским облисполкомом первого решения о создании музея Хлебникова, а вопрос об его открытии так и остаётся открытым. Непрестанно звонит из Москвы Рудольф Дуганов, крупнейший хлебниковед, фактический куратор музея, бьёт тревогу Александр Парнис, отдавший столько сил и лет, чтобы поднять бесценные архивные материалы об астраханском периоде жизни поэта, волнуется Май Митурич-Хлебников, племянник Велимира: отдавать ли в Астрахань фамильную коллекцию?

Наконец, долгожданное (в прямом и переносном смысле) открытие происходит, но на грани события местного значения. Ни одного гостя из-за рубежа, ни одного – из столицы или других городов Союза, ни афиш, ни пригласительных билетов, оповещающих о том, что первый в мире музей Будетлянина существует. В чём же причина такой неоправданной скромности? А в том, что музей получился совсем не таким, как бы его хотели увидеть его энтузиасты-зачинатели. Больше всего удручало отсутствие оригиналов. Но вот...

В декабре 1994 племянник поэта, народный художник России Май Петрович Митурич-Хлебников приносит в дар Астрахани фамильную («хлебниковскую») коллекцию, начало которой положил его отец, художник Пётр Васильевич Митурич. Незадолго до смерти Велимира Хлебникова Пётр Митурич, считавший поэта своим другом и учителем, едет с ним в деревню Санталово Новгородской губернии, где Хлебников пишет свои последние стихотворения и, заболев, вскоре умирает. На руках у Петра Митурича остаётся кожаный мешок с рукописями поэта и несколько его личных вещей. Митурич сообщает о смерти Велимира его родным в Астрахань. Позже он сближается с Верой Хлебниковой и женится на ней. После смерти жены и её родителей Пётр Митурич становится обладателем и хранителем семейных реликвий Хлебниковых, рукописей Велимира, живописи и графики Веры, которые бережно сохраняет до конца своих дней.

Вот эту коллекцию и передал в дар Астрахани Май Петрович Митурич-Хлебников в декабре 1994. В неё вошли личные вещи Велимира, прижизненные издания его творений, антикварные книги, альманахи, журналы, афиши 1910-1920-х годов, семейный альбом фотографий, альбом открыток Веры и Велимира, фамильная библиотека, живопись, графика и литературный архив Веры Хлебниковой, семейные письма, документы и т. д. Эта коллекция, представляющая собой уникальную художественную и научную ценность, и легла в основу новой экспозиции музея (её автор –художник-экспозиционер Калерия Чернышёва), открытой в сентябре 1995 года в дни Пятых международных Хлебниковских чтений в Астрахани. Её первыми посетителями стали ведущие хлебниковеды России и зарубежья.

Концепция музея

При выборе концепции Астраханского музея Хлебникова не возникало сомнений, что он не должен быть чисто литературным мемориалом. Основы мировоззрения поэта закладывались в интеллигентной семье, множеством нитей связанной с историей и природой Астраханского края. «Любовь и знание истории перешло к нему от матери», а «мечта отца была, чтобы он выдвинулся как математик или естествоиспытатель» (Вера Хлебникова).

Многие экологические идеи отца позже нашли своё поэтическое воплощение в творчестве сына. Глубокая духовная близость связывала Велимира и с младшей сестрой Верой. Мы знаем, как высоко он ценил её художественные полотна. «В поисках начертательных и цветовых знаков своей мировой азбуки», – свидетельствует П. В. Митурич, – обращался к ней за консультацией».

Таким образом, не отрывая поэта от семейной среды, но делая его доминантой всей экспозиции, за концепцию Астраханского музея Хлебникова были взяты Природа и Творчество, объединённые обязательным присутствием чувства Истории.

С.К. Ботиев. Бюст поэта С.К. Ботиев. Бюст поэта
С.К. Ботиев. Бюст поэта