Путеводитель

МЕМОРИАЛ

Зал 1. «Родословная»

Зал Первый. Идея зала – Родословная Хлебниковых. Напомним, что Астрахань – родина предков поэта. Думные гласные, купцы, судовладельцы, Хлебниковы много сделали для процветания Астрахани, заслужили звание её потомственных почётных граждан. В экспозицию зала введены старинные литографии и открытки с видами Астрахани, родословное древо Хлебниковых, фотография фамильного склепа, копии семейных документов. «Хлебниковская коллекция» здесь представлена картой Астраханской губернии (собственность В.А. Хлебникова, отца поэта) и фамильным фотоальбомом, о котором стоит рассказать подробнее.

Старинный альбом, в кожаном переплёте с частично утраченной металлической застёжкой, содержит 87 фотографий, большинство из которых выполнено в Казани, Симбирске, Астрахани, где проживали родители поэта. Вот некоторые фотографии из семейного альбома:

1. Алексей Иванович Хлебников (1801─1871), дед поэта. Купец, судовладелец:

«Лик его помню, суровый и бритый,
Стада ладей пастуха...»

– читаем мы в поэме «Хаджи-Тархан». «Лик» своего деда, Алексея Ивановича, Велимир мог помнить лишь по семейной фотографии, ибо родился через четырнадцать лет после его смерти. С неё смотрит на нас отнюдь не «суровый», а скорее строгий, благообразный старец с печальным и усталым взглядом. Видимо, снимок сделан незадолго до кончины, когда, почувствовав недомогание, Алексей Хлебников распродал свой торговый флот и отправился на поклонение в Иерусалим. Там и скончался, но покоится в фамильном склепе, в Астрахани.

2. Владимир Алексеевич Хлебников (1857–1934), отец поэта. Учёный-орнитолог. «Отец – поклонник Дарвина и Толстого, большой знаток царства птиц, изучавший их целую жизнь» (Хлебников Велимир. Ответы на анкету С. А. Венгерова). Итогом всей жизни учёного стал первый в Советской России государственный заповедник в дельте Волги, одним из организаторов которого и первым директором был В. А. Хлебников. В семейном альбоме он представлен редкой царицынской фотографией.

Большим раритетом доныне являются фотографии братьев и сестёр поэта. В семейном альбоме их несколько.

3. Екатерина Владимировна Хлебникова (1883–1924), старшая сестра. Зубной врач. Она имела частную практику, но с приходом советской власти её обязали сдать «государству» дорогостоящие инструменты. Потеряв любимое дело и средства существования, она впала в психическое расстройство и умерла на сорок втором году жизни.

4. Александр Владимирович Хлебников (1887–1920), младший брат поэта. Учёный-орнитолог, ихтиолог, военный изобретатель. В Первую мировую войну служил в артиллерии в чине прапорщика. После Октябрьского переворота был мобилизован в Красную Армию и без вести пропал на Польском фронте. Судьба его научных исследований доныне не выяснена. Некоторые из них очень значительны. Например, его наблюдения над окраской рыб предвосхищают идеи современной бионики1.

--

Сноски в тексте:

1. Более подробно см.: «А.В. Хлебников. Письма к родным. 1905-1916 гг.» Публикации и комментарии И. Ермаковой и Р. Дуганова. // ж. «Волга» (Саратов), №9, 1987. С. 138─158.

Зал 2. «Гостиная»

Идея Второго зала – «Семья», разнообразие интересов семьи Хлебниковых в их общем единстве. На отдельном стенде собраны печатные труды В. А. Хлебникова, самый значительный из которых – «Список птиц Астраханской губернии», а под ним – красочное «Свидетельство» о награждении учёного Большой серебряной медалью за коллекцию птиц (800 экспонатов) на Казанской промышленной выставке 1890 года. Среди фамильных документов отметим «Свидетельство Сестры Красного Креста» Е. Н. Вербицкой, матери поэта. Она училась в Санкт-Петербургском Смольном институте благородных девиц, знала языки, музицировала на фортепиано. Но, вопреки воле родителей, переучилась на сестру милосердия и ушла на русско-турецкую войну. По свидетельству её дочери Веры, Екатерина Николаевна выходила несколько тяжело раненых, от которых отказались врачи.

Из семейных реликвий отметим чашку Велимира, подаренную матери, тарелку с фамильным гербом Вербицких, подлинные художественные работы детей (Веры – «Портрет отца», Велимира – «Гипсовая маска», Александра – «Матрос с «Потёмкина»).

В зале широко представлена библиотека на шести языках, свидетельствующая об интеллекте и широте кругозора её владельцев: книги по орнитологии, лесоведению, истории, математике, географии, психологии, анатомии, биологии, астрономии, с пометами всех членов семьи.

Пометы поэта содержатся в шести книгах семейной библиотеки. Сборник «Наши соседи и некоторые другие главнейшие государства» (Москва, 1913) буквально испещрён его числовыми выкладками. Накануне Первой мировой войны Хлебников особенно внимательно штудировал эту книгу. Всё сводится у него к двум числам –317 и 365 – двум ипостасям его рождающегося «закона времени». Вычислив этот закон, поэт надеялся оградить человечество от будущих катастроф – войн, революций.

В «Детском уголке» – уникальные фото из фамильного фотоальбома Хлебниковых: Велимир Хлебников в младенчестве (Малые Дербеты), в 4-х летнем возрасте (Астрахань), в окружении братьев и сестёр (Помаево Симбирской губернии) и другие.

 

 

 

 

Зал 3. «Комната Веры»

В Зале Третьем представлена графика Веры Хлебниковой. Здесь, в родительском доме, Вера Владимировна провела восемь лет (1916–1924), приехав сюда уже сложившимся мастером-живописцем, прошедшим школу знаменитых художников: К. Ф. Юона в Москве, Я. Ф. Ционглинского в Санкт-Петербурге и Кес ван Донгена в Париже.

Графика художницы представлена рисунками «Девочка в капоре», «Свободная торговля, или Семья художника выбирает себе могилу» (где отражено трагическое время начала нэпа), «Орфей в аду» (рисунок выполнен по просьбе Велимира Хлебникова) и другими. В экспозиции и фондах музея находится 16 живописных полотен и 80 графических работ Веры Хлебниковой, большинство из которых не выставлялось. Совершенно не изучен искусствоведами детский и отроческий периоды её творчества: «Автопортрет», 12 лет (холст, масло); детский альбом с натурными зарисовками (бумага, карандаш); «Портрет отца во время поездки по Волге» (картон, гуашь); четыре акварели по мотивам сказок, которые долгое время считались утраченными и были найдены в вещах умершего Велимира.

В «Комнате Веры» много подлинных экспонатов: её детский локон; открытки, присланные из Флоренции; пресс-папье из застывшей лавы вулкана Везувия; стихи Веры на русском и итальянском языках; её «Астраханский дневник»1 времени революции и гражданской войны. Особое место в экспозиции отведено акварелям Веры к поэме Велимира Хлебникова «Лесная тоска».

--
Сноски в тексте: 

1. Название условно.

Зал 4. «Комната Велимира»

Зал четвёртый – единственная комната в жизни поэта-странника. Побывав в ней в 1918 году, поэт Рюрик Ивнев вспоминал: «Здесь была какая-то особенная тишина, точно комната была вырвана из города и переброшена в безлюдную пустыню1». Эта «особенная» (а ныне музейная) тишина охватывает каждого, кто входит в комнату поэта. Её идея –творческая лаборатория Велимира Хлебникова. На стенах – копии его черновиков, в которых прослеживается его словотворческий поиск от желания «свободно плавить славянские слова» до идеи «звёздного языка», призванного объединить человечество, его мысли о поэзии и науке. По словам Н. Н. Пунина, «Хлебников – это ствол века. Мы прорастали на нём ветвями». Время подтвердило эту высокую оценку.

С 2013 г. в музее реализуется мультимедийный проект «Голод пространства, или Комната Велимира», ставший победителем конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина в 2013 году (руководитель проекта – М. В. Емелина).С помощью планшетных компьютеров, предоставляемых музеем,посетитель может самостоятельно совершать виртуальное «путешествие» в пространство творчества Велимира Хлебникова. Взаимодействие посетителя с экспонатами основано на технологии «дополненной реальности», с предоставлением информации в любой удобной для посетителя форме – фрагментов видеофильмов, аудиоматериалов, изображений или текстовых документов. Для этого необходимо лишь навести планшет на экспонат, фрагмент рукописи на стене или математическую формулу, и с экрана зазвучат строки произведений Хлебникова, рассказы о его поисках «закона времени», демонстрация видеофрагментов по произведениям Велимира. В основу виртуального путешествия, как, собственно, и самой экспозиции, положены две главные ипостаси в творчестве Велимира – Слово и Число.

В оформлении стен Комнаты использованы фрагменты рукописей и рисунков Велимира, графических работ Степана Ботиева, макеты обложек изданий «Доски судьбы» и «Зангези», пространственная графика П. Митурича, макеты кубиков «Звездной азбуки».Именно здесь,в этой комнате, поэт создал ряд произведений: поэму «Хаджи-Тархан», статью «Астраханская Джиоконда», рассказ «Есир», повесть «Ка» и другие.

Из вещей, принадлежавших Хлебникову, в этой комнате отметим: сундучок (ещё точнее – ящик для переноса патронов), привезённый им с Первой мировой войны, которую Хлебников прошёл простым рядовым. В «сундучке» – его солдатская фотография; два астраханских талона на хлеб 1917 года; рисунок по шёлку «Разъярённый лев» и подлинная записка Хлебникова: «Это я перед отправкой в военное училище»;рисунок десятилетней Веры «Белочка», с которым он никогда не расставался.

В «Столе поэта»2,который имеет стеклянную поверхность (это делает его содержание доступным для обозрения), –книга стихов Уолта Уитмена, которую Хлебников всюду возил с собой и которую обнаружили в его вещах после его смерти. Это сборник стихов Уолта Уитмена (Москва, 1919), буквально зачитанный им «до дыр». Велимир высоко ценил американского гения. Уитменовский пантеизм, его слияние с живой природой перекликаются с образом его «Единой книги». Уитмен был ему близок и своими поэтическими новациями, в частности верлибром. Сборник стихов Уитмена сильно пострадал от времени: утрачены обложка, титульный лист и десять страниц. На странице 102-й – автограф Хлебникова.

Кроме того, в «Столе поэта» мы видим две деревянные фигурки (Иоанна Грозного и сельской барышни), купленные им в 1916 году в Сергиевом Посаде; две открытки из его личной коллекции и его гребешок.

--
Сноски в тексте: 

1. Ивнев Р. Лотос. Избранное. М., 1988

2. Название условно.

 

 

 

 

Зал 5. «Зал Велимира Хлебникова»

Идея Пятого зала – Хлебников в истории мировой литературы. «Уголок футуризма» вводит нас в круг творческого общения поэта с его соратниками по футуризму: В. Маяковским, Д. Бурлюком, В. Каменским, А. Кручёных и другими. На стендах – прижизненные издания Велимира Хлебникова, переводы его творений на английский, немецкий, французский, итальянский, голландский, японский, португальский, венгерский и другие языки. Особо выделены «Доски судьбы» (1922), где поэт с гордостью провозглашает открытые им «законы времени». Мы знаем, что он не единожды предсказывал ключевые, поворотные события грядущих десятилетий.

Из подлинных вещей В. Хлебникова отметим самодельную ручку из засохшего прутика вербы (ею и написана статья «Ветка вербы») и галстук, подаренный ему В. Маяковским. Уникальны прижизненные издания: «Вестник Велимира Хлебникова» № 1 (Москва, 1922) за подписью «Велимир 1-ый», «Труба марсиан», «Временник 4-ый» и «Взор на 1923 год».

Рисунок Веры Хлебниковой «Велимир в мордовской шапке»(1911), к сожалению, выставлен в копии. Зато сохранилась сама шапка. Её передал в музей сын художницы Май Петрович Митурич-Хлебников. Ему же принадлежит её описание: «Это женский головной убор из холстины, расшитый цветной шерстью, бусинками, маленькими раковинками, на мелких цепочках ─ монисто».

К «Уголку футуризма» примыкают трёхгранные кубики Петра Митурича («звёздная азбука» Велимира Хлебникова). В центре зала – бронзовый бюст поэта работы В. Клыкова.

 

Зал 6. «Уход Велимира»

Зал шестой. Весной 1922 года Велимир оказался в деревне Санталово Новгородской губернии. Здесь он тяжело заболел. Его близкий друг – художник Пётр Митурич– возил Велимира в больницу города Крéстцы, прилагая все усилия, чтобы спасти поэта,но в 36 лет Велимира не стало.

Он умер 28 июня 1922 года и был похоронен в деревне Ручьи. В экспозиции зала (фактически – это анфилада) представлены копии рисунков Петра Митурича, запечатлевших последние часы жизни поэта («Последнее слово "да"», «Хлебников на смертном ложе», «Банька» (в которой скончался Велимир), «Похороны» и другие).

Кроме того, в экспозиции представлена дощечка (деталь той самой баньки) и юбилейные медали астраханского скульптора Бориса Медведева, посвящённые 100-летию со дня рождения Хлебникова.

 

 

 

Зал 7. «Хлебниковская веранда»

Зал Седьмой. Веранда – зона отдыха и место проведения камерных поэтических вечеров. 

Здесь на «Хлебниковских верандниках» встречаются поэты, музыканты, художники – ТВОРЯНЕ. Первая встреча, положившая начало верандникам, прошла в июне 2013 года и называлась «Летнее настроение». В течение последующего года в музее состоялось более 20 таких творческих вечеров – музыкально-поэтических, театральных, с кинопоказом. Так, разовое мероприятие превратилось в настоящую музейную традицию. Одна из идей проекта – привлечь творян всякого рода, прежде всего поэтических, к музею как к месту встреч.

Веранда также является местом проведения временных выставкок, авторских презентаций, литературных студий, мастер-классов, «словотворческих игр», музейных занятий для детей, международных и региональных творческих конкурсов, реализации молодёжных арт-проектов.

 

 

 

ВЫСТАВОЧНЫЕ ЗАЛЫ

Зал 8. «Зал живописи Веры Хлебниковой»

Вера Хлебникова (1890–1941) – художник, младшая сестра Велимира, который высоко ценил её художественные полотна.

В Зале экспонируются лучшие работы художницы:

«Русалки» (1920). С любопытством и восхищением устремлены глаза русалок на утонувшего восточного витязя. Множество оттенков белого цвета создают впечатление перламутровой поверхности.

«Старое и молодое» (1923). Зловещая фигура Старухи нависла над тонким, как стебелёк, силуэтом Девочки. Здесь художница достигает максимальной экспрессии и сложной цветовой гаммы.

«Путь художника» (1923). В картине использован прометеевский сюжет. Женщину-художницу терзают хищные птицы. Терниста стезя художника. Вера писала картину в период гражданской войны, не имея качественного холста и красок. Со временем поверхность картины потемнела.

«Автопортрет» (1910). Автопортрет выполнен Хлебниковой в возрасте 19-ти лет, в период обучения в классе художника Я.Ф. Ционглинского, незадолго до отъезда в Париж, где она поступит в студию Кес ван Донгена.

«Ход сельди» (1931). Это пятиметровое панно выполнено в Москве, по заказу Рыбного отдела Политехнического музея. «Великолепное панно всё сплошь заполнено косяком идущей сельди. Как часто у Веры Хлебниковой, в нём использована монохромная, играющая множеством тонких оттенков серо-стальная цветовая гамма». (М.А. Чегодаева).

 

Зал 9. «Зал графики Веры Хлебниковой»

В Зале представлена графика художницы: «Дед, бабушка и внук» (1927), «Эскиз портрета матери Гоголя» (1930), «Автопортрет» (1935), «Пальто на вешалке» (1937) и др. А также – иллюстрации к поэме Э. Багрицкого «Дума про Опанаса» (1935).

 

 

 

 

Зал 10. «Зал графики Петра Митурича»

Пётр Митурич (1887–1956) – художник, теоретик искусства, изобретатель. Поклонник творчества Велимира. Муж Веры Хлебниковой.

Творчество художника, где беспредметные графические элементы соседствуют с натуралистическими работами (портреты, пейзажи), разнообразно представлено в зале.

Цикл «По Волге» (1946), «Портрет Велимира Хлебникова» (с оленьими рогами) (1955), «Силуэты» (копия Мая Митурича 1966), астраханские зарисовки.А также – «пространственная графика»: штрихи и линии, нанесённые на геометрические фигуры, и целые инсталляции из картона и плотной бумаги.В числе известных работ художника – «словарь» из 200 кубиков («звёздная азбука» Велимира) также частично представлен в музее.

В витрине – личные вещи художника: пенал, этюдник, графитные карандаши и др.

 

 

 

 

Зал 11. «Веранда Мая Митурича»

Май Митурич (1925–2008) – народный художник России, сын Веры Хлебниковой и Петра Митурича Был удостоен золотой медали Российской Академии художеств за юбилейную выставку в Москве (2000) – итог своей пятидесятилетней творческой деятельности.Получил международное признание как график и иллюстратор около ста книг, отмеченных дипломами в России и меда­лями международных выставок в Лейпциге и Братиславе. В 2005 году награждён орденом Восходящего Солнца (Япония).

На веранде представлены живописные полотна художника, созданные в разные годы: «Потрет дочери» (1967), «Зелёный шум» (1979), «Тишина» (1988), «Светлый лес» (1989), «Холодный вечер» (1992–2000), «Ветка рябины» (1995) и др.

В витрине – личные вещи художника: самодельный мешочек с вышитым матерью именем «МАЙ» и тканая куколка. А также самодельные открытки, которые в течение многих лет Май Петрович присылал в музей Хлебникова накануне Нового года.

 

 

 

 

 

Зал 12. «Зал графики Степана Ботиева»

Степан Ботиев, современный калмыцкий скульптор и художник. В 1995 году был удостоен серебряной медали Российской Академии художеств за памятник Велимиру Хлебникову в Малых Дербетах (Калмыкия). Памятник высотой 3 м 20 см (бронза).Отсутствие пьедестала создаёт впечатление идущего по степи странника. В этой работе скульптор стремился создать «не только образ поэта-странника, но и скитальца духа».

В музее представлено несколько макетов памятника Велимиру из разных материалов (дерево, металл). А также действует выставка графики С. Ботиева «Хлебниково поле» на постоянной основе.

 

 

 

Зал 13. «Музейная библиотека»

В музее Хлебникова – богатейшая библиотека, куда поступают запросы на «хлебниковский материал» из других городов России и зарубежья. Здесь представлены работы корифеев отечественного хлебниковедения и книги со всех уголков мира – Франции, Нидерландов, Бразилии, Италии, США.

Музейная библиотека включает в себя произведения Велимира Хлебникова на русском и иностранных языках, литературу о поэте, а также подборку книг по авангардному искусству и футуризму. Кроме того, в музее издаются независимая литературная газета «Хлебниковская веранда», книги о Велимире и Вере Хлебниковых.

У музея высокий научный рейтинг: материалы опубликованы в изданиях ИМЛИ (Москва), Русского музея (СПб), университетов Амстердама, Лиона, Флоренции, Сан-Паулу, Бристоля. С этими материалами также можно познакомиться в музейной библиотеке.