25.03.2020

Литературный медиапроект

Среди проектов Дома-музея В. Хлебникова в сети Интернет особой популярностью и интересом пользуется литературный медиапроект «Календарь Велимира». Ежемесячно он предлагает современным веб-читателям мысленно перенестись на сто лет назад и узнать о событиях вековой давности из жизни поэта. Поездки Хлебникова, его письма и их адресаты, идеи литературных произведений, даты их создания и процесс работы над ними – так называемый «живой хронограф». Обо всём это вы можете узнать на сайте музея www.domvelimira.ru и его страницах в социальных сетях vk.com/domvelimira, facebook.com/domvelimira1993, instagram.com/domvelimira1993, ok.ru/domvelimira.

Что же происходило в жизни Хлебникова 100 лет назад? 30 марта 1920 года Хлебников закончил поэму «Три сестры», посвящённую сёстрам Синяковым, у которых он гостил в их усадьбе «Красная Поляна» под Харьковым (1916 – 1920). Кроме этой поэмы, он посвятил им стихи «Сегодня строгою боярыней Бориса Годунова…», «Ласок груди среди травы…», «Харьковское ОНО», «В этот день голубых медведей…», поэмы «Поэт», «Переворот в Владивостоке», «Синие оковы» (в заглавии которой – анаграмма фамилии «Синяковы») и рассказ «Малиновая шашка».

В 1919 – 1920 гг. в Красную Поляну неоднократно наезжали харьковские поэты и художники. Велимир чувствовал себя в ней желанным гостем.

Кто же были сёстры Синяковы?

Вообще-то, их было пять. Видимо, свою поэму Велимир назвал по ассоциации с чеховской пьесой «Три сестры».

Они «бродили по лесу в хитонах, – вспоминает Лиля Брик, – с распущенными волосами, и своей независимостью и эксцентричностью смущали всю округу. В их доме родился футуризм. Во всех них поочерёдно был влюблён Хлебников, в Надю – Пастернак, в Марию – Бурлюк, на Оксане женился Асеев».

 

Велимир так писал о Марии Синяковой:

«Одна, зачарована Богом

Старинных людских образов,

Стояла под звёздным чертогом

И слушала полночи зов <…>.

 

А это – посвящение Верочке Синяковой, которую, как мы уже знаем, Хлебников любил и ревновал.

И полумать и полудитя,

И с мглой языческой дружа,

Она уходит в лес, хотя

Зовёт назад её межа <…>

И пьёшь цветы медовой пыли,

И лазаешь поспешней белки, –

Тогда весна сидит сиделкой

У первых дней зелёной силы.

И, точно хохот обезьяны,

Взлетели косы выше плеч,

И ветров синие цыганы

Ведут взволнованную речь».

 

Эти строки посвящены Надежде Синяковой, пианистке:

«Лоск ласк и хитрости привычной сети

Чертили тучное лицо у третьей.

Измены низменной она

Была живые письмена».

 

И ей же:

«А эта замолчала навеки,

Душой простодушнее дурочки.

Боролися чёрные веки

С глазами усталой снегурочки».

 

В беседе с критиком Виктором Перцовым Мария Синякова заметила: «Он (Хлебников) во всех был по очереди влюблён.

– И на правах блаженненького всех целовал? – поинтересовался Перцов.

– Нет, мы его целовали. Он же был как младенец, как ребёнок, относиться к нему как к взрослому было совершенно невозможно.

– И ещё, – сказала она, – мы звали его Витюшей и Пумой».

Остаётся добавить, что Пумой Хлебникова прозвала его невеста, Надежда Николаева, за бесшумную походку.

#велимирхлебников #музейныйгид #трисестры #синяковы #музейхлебникова #домвелимира

 

PS: В оформлении используются лист рукописи В. Хлебникова и графика С.К. Ботиева. Автор-составитель – Мамаев А.А.