Ноябрь 1920 - ноябрь 2020
КАЛЕНДАРЬ ВЕЛИМИРА
2 ноября 1920 года Хлебников извещает родителей, живущих в Астрахани: «Пишу вам это письмо из Баку (…). Раньше я жил в Харькове, Ростове, на Северном Кавказе, около Армавира и Петровска.
Сейчас очень хорошо, но здесь немного дороговато.
Я очень хотел бы увидеть вас, что вы делаете? Я 7 месяцев был болен тифом, теперь здоров. Где Шура, Вера?
Я служу лектором в коллективе агитаторов Политпросвета Волго-Каспийского флота, Балловская ул. (…).
Здесь на Кавказе хорошо, и я поселяюсь на всю жизнь где-нибудь в Сочи или Дербенте».
В письме Велимир тревожится за своих младших брата и сестру: «Где Шура, Вера?» Вера в это время проживала у родителей в Астрахани, на Большой Демидовской улице, а судьба младшего брата Александра (Шуры) сложилась трагически.
В 1914 году он оканчивает Московский университет и уходит добровольцем в армию. 1916 год застаёт его командиром артиллерийской батареи (в чине прапорщика).
Илл. 1. Александр Хлебников на военной службе.
В военное время полностью раскрылся его талант изобретателя. В фондах музея Хлебникова хранится около ста копий его чертежей.
В 1918 году, покинув развалившийся фронт, Александр Хлебников приезжает в Астрахань. Вскоре его мобилизуют в Красную армию, где он командовал артиллерийским дивизионом, а в 1920 году, в возрасте тридцати трёх лет, без вести пропал на Польском фронте. Родные до конца не теряли надежды на его возвращение, пытались связать потерянные следы, надеялись на какое-то чудо. Чудо не произошло.
А 25 ноября Велимир получает известие о смерти своего двоюродного брата Николая Рябчевского (1896-1920), который послужил прототипом его рассказа «Коля был красивый мальчик…»
Илл. 2. Фото: Николай Рябчевский в детстве.
«Коля был красивый мальчик. Тонкие чёрные брови, иногда казавшиеся громадными, иногда обыкновенными, синевато-зелёные глаза, лукавой улыбкой завязанный рот и весёлое хрупкое личико, которого коснулось дыхание здоровья (…). У него было семь скрипок и скрипка Страдивариуса. Но мальчик, кажется, был утомлён обилием этих – скрипок».
Коля Рябчевский был талантливым скрипачом и начинающим композитором, но раскрыть своё дарование не успел. До нас дошли только его марш «Вступление во Львов» и вальс «Liric». С Колей Рябчевским Велимира связывала трогательная дружба: своего маленького кузена он прозвал «Колюшкой-Рябушкой». В вышеупомянутом рассказе повествование о нём сменяется каким-то мрачным предчувствием, которое, увы! не обмануло поэта. «Искусство – суровый бич: оно разрушает семьи, оно ломает жизни и душу». Жизнь Николая Рябчевского оборвалась в 23 года, вследствие тяжелого недуга.
Позже потерю близких ему людей Хлебников запечатлел в стихотворении «Утраты…»
Утраты, утраты, утраты…
До утра, до утра, всю ночь.
День темен и томит,
А ночь ярка своим пожаром.
И я – ресниц твоих наймит,
Я обнимал созвездье даром,
Я пролетал ветров ударом.
<1921>
В дневниковых записях Велимира встречается фраза: «Ветер воет точно душа Николая Николаевича, ветер как будто рвётся в комнату ко мне».
Не предчувствие ли это скорого собственного конца?
PS: В оформлении используются лист рукописи В. Хлебникова и графика С.К. Ботиева.
Автор-составитель - Мамаев А.А.