Март 1921 – март 2021
КАЛЕНДАРЬ ВЕЛИМИРА
Дневниковая запись Хлебникова гласит: «Переворот от числа к слову в воскресенье 14 марта 1921 г.»
Всю свою короткую жизнь (36 лет) Велимир упорно искал «закон времени», дающий возможность вычислять ход земной истории. К концу жизни его интересовали не только исторические события, но и «судьбы отдельных народов» и «судьбы отдельной души». Хлебников и здесь опережал время. Ныне японцы, с помощью расчётов на компьютерной технике, создали систему «благоприятных» и «неблагоприятных» дней по дате рождения человека.
Следуя «закону времени» Хлебникова, можно вычислять и вычислять ход грядущих событий. Так, предсказания следующих событий можно извлечь из подготовительных материалов к «Доскам судьбы». Они были составлены в конце 1921 – начале 1922 года и остались в черновом, неразработанном виде. Нечётный ряд: 1921 – 1923 – 1929 – 1935 – 1953 – 1971. Чётный ряд 1923 – 1929 – 1939 – 1962. Как мы видим, большая часть этих дат нам знакома, и, оглядываясь на историю нашей страны, мы готовы признать их важнейшими вехами. В самом деле, 1921 год был отказом от идеи мировой революции и началом НЭПа. А в 1929 год, совпадающий в обоих рядах, не зря получивший название «Года великого перелома», был началом насильственной коллективизации и установления тоталитарного государства. 1935 год – начало массового террора, последовавшего за убийством Кирова. 1939 год – начало второй мировой войны и установление советской власти в Западной Украине, Западной Белоруссии, казнь Берии и начало демократизации. 1962 год – Карибский кризис, вызванный установкой советских ракет на Кубе, когда мир стоял на грани третьей мировой войны. Вместе с тем мы ничего не знаем о сколько-нибудь значительных событиях в 1923 и тем более в 1971 году. Были ли они и остались неизвестны широкой общественности, как это было у нас в 1962 году, или только могли быть? Дело в том, что «закон времени», по Хлебникову, вовсе не задаёт жёсткой схемы; эти колебательные ритмы природы, подъёмы и спады мировой энергии – только возможность исторических событий, как шарообразность Земли - только возможность кругосветного путешествия. Не забудем, что «Доски судьбы» писал не учёный в строгом значении этого слова, а поэт, ещё точнее - великий поэт. В «Досках судьбы» мы видим не научные гипотезы, а неслучайный и неопровержимый поэтический факт. Пусть космология Данте не отвечает современным научным представлениям вселенной, но без этой поэтической космологии не было бы «Божественной комедии», поэтического шедевра мировой литературы. Пусть историософия Толстого не выдерживает научной критики, но без неё не было бы «Войны и Мира». То же самое можно сказать и о «Досках судьбы».
При жизни Хлебников был понят и оценён лишь немногими современниками. Это сближает его с такими создателями новых учений, ранее не признанных официальной наукой, как Лобачевский и Циолковский. Хлебников это предвидел и свои «Доски судьбы» предварил словами: «Прошу эти записи не показывать академическим кругам, но если можно напечатать, то “напечатайте”».
Эта книга, вернее, отрывок из «Досок судьбы», вышла перед самой смертью поэта. В ней Хлебников не успел сказать человечеству всё, что хотел и мог сказать. Возможно, это откроется нам, если мы вглядимся в будущее через призму Хлебникова.
Источники:
1. Р. В. Дуганов. Велимир Хлебников. Природа творчества. Москва. Советский писатель. 1990.
2. Е. Р. Арензон. К пониманию Хлебникова: наука и поэзия // Вопросы литературы, № 10, 1985.
PS: В оформлении используются лист рукописи В. Хлебникова и графика С.К. Ботиева.
Автор-составитель - Мамаев А.А.