Октябрь 1921 – октябрь 2021

КАЛЕНДАРЬ ВЕЛИМИРА

«Живой хронограф»

В октябре 1921 года Хлебников бывал на радиостанции Дома Печати. Он отводил радио огромную роль в духовной жизни общества. Напомним, что 20-е годы – время технического прогресса России, в прошлом аграрной страны. Радио переживало период своего становления.

Из письма Веры Хлебниковой матери (Е.Н. Хлебниковой).7.XII.1926.

«Сейчас устроила себе перерыв и слушаю Радио: итальянские романсы, и мечтаю, когда же у вас наконец будет Радио? Радио у вас в Астрахани устанавливает некто Усачёв».

                                                                                                 Из письма 1927 г.

«Завтра высылаем вам маленькое радио, которое нам сделал Петин брат Володя. Пока у него нет настоящих наушников, а пристроена телефонная трубка, но слышно всё же отлично. Один провод нужно опустить с прикрепленным куском меди к земле и закопать в ней. А другой провод прикрепить к электрическому, вот и всё! И слушать мечтательно…»

 

Илл. 1. П.В. Митурич.

Екатерина Николаевна слушает радио.

27.11.31.

 

Прямо скажем, от самодельного «володиного радио» было нескончаемо далеко до глобальных задач, поставленных Велимиром в статье «Радио будущего».

«Радио становится духовным солнцем страны (…) малейшая остановка работы Радио вызвало бы духовный обморок всей страны…

Вся страна будет покрыта станами Радио.

Современные врачи лечат внушением на расстоянии по проволоке. Радио будущего сумеет выступить и в качестве врача, исцеляющего без лекарства.

И наконец – в руки Радио переходит постановка народного образования.

Так Радио скуёт непрерывные звенья мировой души и сольёт человечество».

«Радио будущего – главное дерево сознания – откроет ведение бесконечных задач и объединит человечество».

Объединит ли?

Не станет ли его главной задачей пропаганда коммунистических идей? И не окажется ли прав А.Е. Солженицын «В круге первом»: «Попов, изобретая радио, думал ли, что готовит всеобщую балаболку, громкоговорящую пытку для мыслящих одиночек?»

 

И ещё одна болевая и насущно актуальная тема отражена в стихотворении Велимира «Голод» - отклике на массовый голод в Поволжье в результате жестокой засухи. К этому стихотворению Хлебников неоднократно возвращался и перерабатывал. Главные персонажи его –дети.

«Жёны и дети бродят по лесу

И собирают берёзы листы

Для щей, для окрошки, борща (…).

Дети, разведчики пищи,

Бродят по рощам,

Жарят в костре белых червей,

Заячью капусту, гусениц жирных

Или больших пауков – они слаще орехов.

Ловят кротов, ящериц серых,

Гадов шипящих стреляют из лука,

Хлебцы пекут из лебеды,

За мотыльками от голода бегают,

Целый набрали мешок,

Будет сегодня из бабочек борщ –

Мамка сварит».

 

Голод («бородатый хозяин») уродует детские лица: рты их «стали огромны», лица – «окон прозрачнее», кожа «сделалась светлой» (не загорелой, как раньше. Детям не до купанья и игр). Теперь они – «разведчики пищи», взявшие на себя функцию взрослых: обеспечить семью пропитанием. В ход идёт любая «пища лесная»: черви, гусеницы, пауки, лягушки, мох, лебеда. Поэт всей душой болеет за этих маленьких мучеников с глазами, «святыми от голода».

Многие дети бежали с голодающего Поволжья в тёплые края и, обессиленные, падали на улицах. Велимир, живший тогда в Пятигорске, поднимал их и отводил в питательные пункты.

В газете «Терек – Поволжью» появляется его страстный призыв о помощи: «Трубите, кричите, несите!»

«Вы, поставившие ваше брюхо на пару толстых свай,

Вышедшие, шатаясь, из столовой советской,

Знаете ли, что целый великий край,

Может быть, станет мертвецкой (…).

Вы думаете, что голод – докучливая муха

И её можно легко отогнать,

Но знайте – на Волге засуха:

Единственный повод, чтобы не взять, а – дать (…).

Волга всегда была вашей кормилицей,

Теперь она в полугробу,

Что бедствие грозно и может усилиться –

Кричите, кричите, к устам взяв трубу!»

В ходе борьбы с голодом большевистское правительство впервые приняло помощь от капиталистических стран. Решающую роль в ликвидации голода в Поволжье сыграла Лига Наций, которую возглавил норвежский полярный исследователь, учёный и общественный деятель Фритьоф Нансен.

 

В оформлении используются лист рукописи В. Хлебникова и графика С.К. Ботиева.

Автор-составитель - Мамаев А.А.