Февраль 1922 – февраль 2022

КАЛЕНДАРЬ ВЕЛИМИРА

«Живой хронограф»

2 февраля 1922 года Хлебников написал стихотворение «Ну, тащися, Сивка…», где сказочному коню (Сивке-Бурке) уподобляется Земной шар.

Ну, тащися, сивка

Шара земного.

Айда, понемногу.

Я запрег тебя

Сохой звездною,

Я стегаю тебя

Плеткой грезною.

……………………………….

Полной чашей торбы

Насыпаю овса,

До всеобщей борьбы

За полет в небеса.

Я студеной водою

Расскажу, где иду я,

Что великие числа –

Пастухи моей мысли.

……………………………………..

Ну, тащися, сивка, по этому пути

Шара земного, – сивка Кольцова, кляча Толстого…»

Заметим, что Хлебников не впервые уподобляет коня земному шару, что образ коня встречается в текстах поэта 179 раз, а образ клячи всего 8 раз. Почему же здесь сказочная «Сивка Кольцова» предпочитается «Кляче Толстова»? Видимо, потому что она вышла из сказки. А в сказках, по мнению Хлебникова, зачастую заложена идея будущего: «Так в Сивке-Бурке вещей каурке он [народ] предсказал железные дороги, а ковром-самолётом – реющего в небе Фармана» («О пользе изучения сказок»). Толстого же, в числе прочих великих имён, футуристы рассматривали как представителя искусства прошлого.

«Прошлое тесно (…).

Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности».

(Манифест футуристов «Пощёчина общественному вкусу», 1912). Конечно, заявляя о своём разрыве с искусством прошлого, футуристы (будетляне, люди будущего) боролись не столько с самими классиками, сколько с культом Пушкина и Толстого. И не только они. Владислав Ходасевич предостерёг от превращения «знамени с именем Пушкина» в некий эстетический шлагбаум, бьющий по голове всякого, кто хочет идти вперёд».

Видимо, не последнюю роль сыграло здесь и новое отношение футуристов к Слову, «слову как таковому, вне быта и жизненных польз», т.е. к слову не бытовой речи, а к Поэтическому («самовитому, самоценному»). Двадцатипятилетний Хлебников уже обогатил сокровищницу русского языка на тысячи новых слов. Его кредо: «Словотворчество – враг книжного окаменения» («Наша основа»). Не потому ли в 1913 году он не побоялся заявить в печати: «Мы требуем раскрыть Пушкинские плотины и сваи Толстого для водопадов и потоков черногорских сторон надменного русского языка».

В 1911 году Велимир Хлебников гостил в Астрахани у своего крёстного отца (Бориса Лаврентьевича Хлебникова) и его супруги Зинаиды Семёновны, и угораздило же его заявить двум сугубо обывательским родичам о том, «что «Живой труп» Толстого отвратительная вещь» и что он «пишет лучше Толстого» (из письма Александра Хлебникова). «После этого Витя подвергся опале», -  заключает своё письмо Александр.

Но вот, 89 лет спустя, газетный заголовок «Литературной газеты» (май 2000 г.) гласит: «Лев уступил Велимиру» и сообщает: в рейтинге книг апреля 1-ый том сочинений Хлебникова значится на первом месте, а полное собрание сочинений Толстого в 100 томах – на втором.

Конечно, нет резона решать, кто более велик – толстой или Хлебников. Но, как говорится, по «гамбурскому счёту» - оба они – классики мировой литературы.

И ещё февраль 1922 года знаменателен для Хлебникова тем, что в виде листовки вышел его «Взор на 1923 год» (литографическое издание).

В нём обозначен ряд недолговременных очагов революции в ряде стран. В 1919 году – революция в Венгрии (Венгерская Советская республика просуществовала с 21 марта по 6 августа 1919 года). В листовке «Взор на 1923 год» мы читаем: «Сов. Бавария. 7.IX.19 г.». Баварская Советская республика, провозглашённая советом рабочих и крестьянских депутатов 13 апреля 1919 года в Мюнхене, просуществовала до 1 мая 1919 года. Далее обозначено «Сов. Турция. 21 июля 1918 г.». Нам не известны какие-либо конкретные события, согласно дате 21 июля 1918 г. возможно, подразумеваются волнения, вызванные близящимся распадом Османской империи в результате поражения Турции в Первой мировой войне.

Добавим, что в мае 1920 года Красная армия шла на приступ Варшавы с целью советизации панской Польши. Из этого похода не вернулся Александр Хлебников, младший брат поэта.

5 июня 1921 года в Северной Персии была провозглашена Гилянская Советская Республика. Однако, просуществовала она недолго, всего несколько месяцев. Хлебников сам был свидетелем её разгрома.

В чём же причина провала идеи мировой революции в ряде стран? Скорее всего, в том, что, по словам Велимира, «МИРОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ТРЕБУЕТ МИРОВОЙ СОВЕСТИ».

 

В оформлении используются лист рукописи В. Хлебникова и графика С.К. Ботиева.

Автор-составитель - Мамаев А.А.