03.07.2015

Календарь Велимира: июнь-июль 1915 года

В рамках юбилейных событий – 130-летия со дня рождения В. Хлебникова – литературно-виртуальный проект Дома-музея поэта «Календарь Велимира» продолжает приобретать всё бóльшую популярность среди современных веб-читателей, активных посетителей соц. сетей.  Посетителям предлагается перенестись на 100 лет назад и пройти тот жизненный и литературный путь, которым был отмечен 1915-й год для Хлебникова. Его поездки, путешествия, письма и их адресаты, идеи литературных произведений, даты их создания и процесс работы над ними. Итак… Что же происходило в жизни Велимира Хлебникова 100 лет назад? На этот раз мы застаём Велимира в гостях у поэта Давида Бурлюка...

Календарь Велимира: июнь-июль 1915 года.

В июне-июле 1915 года, окончательно устав от астраханской жизни, Хлебников уезжает в Москву, затем гостит на даче семьи Бурлюков в Михалёво. В то время Давид Бурлюк был уже отцом семейства. В доме жила его жена Маруся, двухлетний Додик и младенец Никиша. Жизнь была достаточно сложной, денег у семьи Бурлюков едва хватало на еду. Однако Хлебникову была предоставлена отдельная комната, он получал возможность работать, писать, пользоваться библиотекой в относительной тишине и покое. Его комната помещалась в середине дома. Там стояла крепкая чугунная кровать с волосяным матрацем, с двумя простынями и шерстяным жёстким «тигровым» одеялом. Рядом стоял старый лакированный стол с выдвижным ящиком. Стол был покрыт татарским платком в розах. На столе стояла чернильница с медной крышкой и коричневая чашка неправильной формы, найденная во время раскопок в Керчи. Из этой чашки Хлебников пил по ночам чай, который сам кипятил на кухне в синем эмалированном чайнике. Ещё на столе стоял железный подсвечник, и Хлебников уверял, что его выковал кузнец, продававший свечи: свет ему нужен был для правильной сдачи. В тарелку Хлебников складывал недокуренные папиросы и непотушенные спички. Стул, на котором Хлебников сидел, был с плетёным решётчатым сиденьем. Окно комнаты всегда, даже в дождливую погоду, было распахнуто настежь. Хлебников вставал поздно, к часу дня, и выходил в гостиную. Там вместе пили кофе. Днём он сидел в библиотеке. К себе в комнату Хлебников книг не брал, точно они могли отвлечь его от работы. Он продолжал работать над судьбами отдельных людей, находя там определённые числовые закономерности. В это лето у Бурлюков он изучал жизнь Пушкина и дневники Марии Башкирцевой. Вечерами Хлебников слушал, как Маруся Бурлюк играет на фортепиано Чайковского, Бетховена, Шопена, Моцарта… Иногда он вдруг вспоминал, что собирался поехать в Москву. «Что тебе там сейчас делать?» - спрашивал Бурлюк. «Есть вещи, о которых не принято говорить вслух», - отвечал Хлебников, надевая фетровую шляпу.

Однажды Велимира навестил его младший брат Александр, мобилизованный в армию. Он готовился стать прапорщиком. К этому времени Велимир переехал в деревню Акулова Гора под Москвой. Братья бродили по лесу и у реки. Велимир занимался рубкой деревьев шашкой брата. Потом братья по-дружески расстались.

Велимир скоро вернётся в Москву.