Июнь 1917 – Июнь 2017

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МЕДИАПРОЕКТ «КАЛЕНДАРЬ ВЕЛИМИРА: 1917-2017»

2 июня 1917 года Хлебников запишет в дневник: «Закончил статью "Усопшие олени"». К сожалению, эта статья утрачена. Её название наводит на строки его стихотворения 1915 года:

«Кто книжечку издал "Песни последних оленей",

Висит (...),

Продетый кольцом за колени».

Эти строчки – отклик на массовую гибель молодёжи в Первой мировой войне.

Вообще же хлебниковский «олень» - существо трагическое. Он или петляет между жизнью и смертью («Трущобы»), или томится в неволе («Зверинец»), или становится жертвой копья, пищали, стрелы:

«И чаще лука колыханье,

Оленю нету, нет спасенья».

«Трущобы»

«Пусть здравствует, трепет неся, тетива,

Где скачка за лосем ещё не наскучила...»

«Признание»

«Олень, олень, зачем он тяжко

В рогах глагол любви несёт?

Стрелы вспорхнула медь на ляжку,

И не ошибочен расчёт».

«Трущобы»

«Потом хватает лук и стрелы

И мимо просьб, молитв, молений

Идёт охотник гордый, смелый

К чете пасущихся оленей».

«Шаман и Венера»

«Сделай так, чтоб бег дробя

Пали с стрелами олени...»

«И» и «Э»

Здесь не исключена реминисценция «Книги притчей Соломоновых», где, в притче о блудной жене, завлекающей в свой дом чужого мужа, говорится: «Тотчас он пошёл за нею <...> как олень на выстрел, доколе стрела не пронзит печени его».

Возможно и то. что Хлебников знал знаменитую Оленью Джатыку (или «Притчу о благородном олене»), где в центре медальона изображён олень – реинкарнация Будды, в которого целится из лука охотник.

... Что же ещё произошло с Велимиром в июне столетней давности?

Да новое приключение! В поездке из Киева в Петроград, «ось колеса стала шипеть, дымиться», и остаток пути поэт проделал на крыше вагона. По возвращении в Киев он сообщил своей знакомой А.А. Бруни-Соколовой: «Днепру Славутичу, очевидно, не угодно было оставить Ваш крест у меня на шее. Когда я купался, он снял его с меня речными волнами».

Прямо скажем, с православными крестиками Хлебникову почему-то не везло. 2-го февраля 1918 года он запишет в дневник: «В день отделения церкви и государства полез за махоркой в сундучок и что-то задел: подымаю руку – золочёный крестик <купленный> в Троице-Сергиевском посаде. Сломался золочёный крестик на жезле Иоанна Грозного (мистика вещей)».

Как мы видим на фотоснимке, время не пощадило и жезл, который, вероятно, сперва сломался, а потом выпал из рук деревянного Иоанна Грозного, купленного поэтом в 1916 году в Сергиевом Посаде.

«Мистика вещей»!

__

В оформлении использованы лист рукописи В. Хлебникова и графика С.К. Ботиева.